суббота, 11 мая 2013 г.

СЕЛЕКЦИЯ В ФУТБОЛЕ


Неверно, что вопрос селекции в футболе в настоящее время начал занимать главенствующее положение в подготовке футболистов. Основное  внимание тех, кто занимается обучением юных и молодых  футболистов  переключилось на поиски талантов, которые, по их мнению,  как бы их ни тренируй, чему бы и ни учи, всё равно станут хорошими игроками. И вот главный постулат такого взгляда –  на первом месте талант,  а как и чему учить не так важно и привёл к тому, что развитию системы обучения перестало уделяться достаточного внимания, что и привело к настоящему кризису обучения футболистов.   Тут сразу же могут возразить: «Какой там кризис, о чём Вы говорите?  Разве Вы не видите, сколько новых футбольных школ открывается, постоянно растёт численность занимающихся футболом, улучшаются условия занятий и т. п.».  Но тут же хочется спросить тех, кто стремиться к увеличению количества занимающихся в футбольных школах: « Вы какой результат хотите получить на выпуске количество или качество?». По количеству занимающихся футболом мы уже перегнали большинство «футбольных» стран, а хороших молодых футболистов у нас год от года всё меньше и меньше.  У нас что, талантливых детей стало меньше? Или они не хотят стать футболистами? Ничего подобного, талантов у нас ничуть не меньше, чем где бы то ни было, да и желания заниматься футболом предостаточно.  В чём же тогда состоит ошибка, приведшая к такому результату?   Для этого сначала надо разобраться с главным базовым вопросом развития качеств человека в динамике его жизни в обществе, начиная с раннего возраста.

Главная  ошибка, из-за которой в обучении футболу, да и другим видам спорта стало то, что фактор генетической предрасположенности к спорту, стал считаться основным фактором определяющим направление деятельности в подготовке футболистов. Сама же система обучения отошла на второй,  а где-то и на более  дальние планы. Главным стал принцип «поиска талантов». Дошло даже до того, что главный тренер одного из ведущих футбольных клубов России предложил приглашать на обучение в детских российских футбольных школах детей из других регионов мира.  Ну что сказать по этому поводу. Мало того что взрослые африканские футболисты заполонили наши футбольные клубы, так давайте ещё и африканских детей учить в наших школах футболу. (Почему африканских? Другие к нам не поедут).  Как можно после таких заявлений считать такого «специалиста футбола» одним из лучших российских тренеров. Такое заявление мог высказать только тот,  кто не знает, как из талантливых детей можно вырастить хороших футболистов. Доверь такому тренеру хоть африканских детей, хоть российских всё равно он из них футболистов не сделает, потому как считает,  что футболистом надо родиться, и главная задача тренера это найти талант, а остальное не столь важно.  И это наивное заблуждение стало чуть ли не аксиомой во всём российском футболе.
Пагубность такой точки зрения, что основное внимание должно уделяться селекции отражается на организации системы подготовки футбольного резерва от самых юных  до, в том числе и молодых футболистов.   Но по этому поводу тут же напрашивается сравнение. Если какого-то человека учить произносить английские слова, он что сможет говорить на китайском языке. Нет конечно, это совершенно ясно всем. Но почему же тогда обучая юных и молодых футболистов старому ненужному сейчас футболу,  мы надеемся получить из них первоклассных футболистов. Да какие бы они ни были талантливы они будут проявлять то чему их научили и их талант здесь как раз и будет проявляться в хорошем усвоении того чему их учат, а именно уже ненужному футболу. Или проще – талантливо обучаться тому, что уже не нужно, а порой и вредно в современном футболе.   

 И вот  селекционеры стали размышлять:  «Почему,  из, с таким трудом найденных  талантливых детей не получаются хорошие футболисты?» Думали, думали и придумали –  не по тем критериям ищем.  И, решили поменять критерии футбольной талантливости. Опять нашли таланты, но уже согласно  новым критериям. Обучили эти новые таланты, а результат тот же!? И из этих талантов отвечающих новым критериям, тоже не получается хороших футболистов. Опять «селекционеры» призадумались и пришли к выводу, что в России талантов нет, а есть они… в Африке. Это напоминает прошлые заверения «специалистов бокса» о том, что потомки африканцев лучшие в мире боксёры. Ну и что мы видим сейчас. Братья Кличко и  Денис Лебедев отобрали все титулы у этих потомков африканцев и в первую очередь за счёт лучшей подготовки,  хотя и талантом они тоже не обделены.  Вывод из сказанного один. Если хочешь говорить на китайском языке, то надо учиться произносить  не английские слова, а именно китайские, а если хочешь стать хорошим профессиональным футболистом то учись не прошедшему, а современному футболу и непременно в лучших его проявлениях. 

Современная селекция в российском футболе заняла неподобающую ей главную позицию.  Все обсуждения  по подготовке футболистов сводятся  только к уровню талантливости или об отсутствии оного. И если из целой группы выпускников футбольной академии не получилось ни одного хорошего профессионального футболиста, то ответ один: «Не было среди них ни одного таланта».  Но ведь несколько лет назад их пригласили в академии из  разных регионов как  самых талантливых. И куда же впоследствии пропала талантливость у этих приглашённых детей? Да никуда талант не пропал, а просто научили не тому футболу. Неужели так сложно прийти к такому простому выводу –  ТО чему  футболиста  научишь, то именно ЭТО  он и будет проявлять на поле во время игры. И ответ на поставленный вопрос здесь должен быть один – чему научили, то и получили.  А в чём же тогда задача селекции? А задача селекции это только определить на перспективу,  насколько это возможно,  уровень предрасположенности к  футболу, и не более.  Подойдя к вопросу селекции с таких позиций, становится понятным, что главным и определяющим  фактором в процессе подготовке футболиста является система обучения, а точнее содержание учебного материала и высокоэффективная практика обучения.  А талант это всего лишь предрасположенность конкретного человека к определённому виду деятельности.  Повторюсь, предрасположенность и не более. Если талантливого ученика хорошо не обучать, то из него ничего и не получится. 

Когда начинаешь говорить о таланте, то тут же подразумевают генетику и сыплют общими научными фразами, не терпящими возражения. Когда же пытаешься подробней узнать уровень знания этой самой генетики  то больше чем эти  заученные фразы  оппонент,  так рьяно отстаивающий главенство генетики,  и не знает.  А не знает он главного, что  за «вещественное» построение  тела отвечает  всего лишь пять процентов всего наследственного аппарата человека, всё остальное отвечает за  информационную перестройку клетки в ответ  на влияние окружающей среды.  А самым основным таким влиянием является ОБУЧЕНИЕ.  И именно обучение перестраивает тело человека соответственно усвоенной информации, то есть знаний.  А тот, кто говорит, что в спорте главное не знания а практические умения, то он должен знать, что в основе всех практических умений всегда лежат знания и что без  них (знаний)  никаких умений  не может быть в принципе.  Можно сказать ещё  более конкретно, что умения это проявление знаний на вещественном уровне.  А если   проще то – игра футболиста, которую мы наблюдаем,  это и есть проявление его футбольных знаний.  

Небольшое отступление. Несколько веков назад один из восточных правителей чтобы узнать, что в человеке от природы, а что от обучения провёл жестокий эксперимент. Десять только что родившихся младенцев забрали у матерей и поместили в пещеру,  полностью исключив общение не только с внешним миром, но и с кем бы то ни было. Даже единственный слуга,  который приносил им пищу,  был глухонемой.  В результате такой пятилетней изоляции, никто из детей не научился даже ходить,  не говоря уже о каких-то других осмысленных действиях. Их интеллект был ниже, чем у примитивных животных.  Все последующие попытки «очеловечить» их не увенчались успехом,  и никто из них  при последующем хорошем уходе не дожил даже до десятилетнего возраста.  Да это получился жестокий эксперимент, но  никто зла не хотел, и  такого результата никто не ожидал.  

Данный эксперимент лишь один из многочисленных подобных практических фактов (например, дети "маугли"), наглядно и именно на практике показывающий, что все знания в человеке от окружающей среды,  то есть от ОБУЧЕНИЯ, а талант это предрасположенность к определённому вида обучению, которая более успешно  формирует тело человека под этот обучаемый определённый вид деятельности.  В нашем случае это футбол. Поэтому, для того добиться успеха в деле подготовки своих футболистов, основные усилия в клубах должны быть в первую очередь направленны на становление высокоэффективной системы обучения футболистов, а селекция, отдельно от обучения, сама по себе, ничего не решает это только начало большого дела. Талантливый мальчик, да простят меня за такое сравнение, это  всего лишь хорошая заготовка, из которой если правильно обучить получится великолепное изделие, то есть высококлассный футболист, а если продолжать  обучать так как обучают сейчас то,  из талантливой заготовки будет постоянно получатся брак.  Разве не это мы сейчас и наблюдаем  в нашем системе подготовки футболистов. Сейчас в каждом клубе есть селекционные службы,  которые работают действительно хорошо и находят талантливых детей и юношей, а дальше, что с ними, с этими талантами происходит…?  А дальше их обучают. Но вопрос, как и чему? И какие футболисты, в результате такого обучения, из них получаются? 

Видео тренировок по обучению скоростной технике футбола:

http://www.youtube.com/channel/UCuKMUX0I3donfU8kp8ysXQw?feature=mhee

1 комментарий:

  1. Трудно не согласиться. Обидно, что на подобные мысли официальная футбольная наука, профессиональные клубы не обращают никакого или почти никакого внимания. Тот, кто не умеет обучать - ждет появления суперталанта. Это аксиома. А если так, то можно сделать выводы о тех специалистах, которые сетуют на малое количество талантов.

    ОтветитьУдалить