пятница, 29 апреля 2016 г.

ПОЧЕМУ МОЛОДЫЕ ФУТБОЛИСТЫ НЕ ДОСТИГАЮТ УРОВНЯ МАСТЕРОВ


Методики подготовки  футболистов  не требуют много времени для того чтобы определить  на сколько они эффективны.  Эффект от применения той или иной методики  очень даже хорошо виден всего лишь за один год  её применения.  Для этого нужно сравнить  прирост мастерства  футболистов занимающихся по новым методикам и уровень прироста мастерства в контрольных группах,  занимающихся по другим методикам.
 Когда же кто-то  предлагает методики по которым  эффект будет виден через несколько, а то и десять лет, то  это  или обман, никто не знает что будет через десять лет, или не знание основ роста человеческого тела в детстве.  Никто, повторюсь,  никто не может с уверенностью на сто процентов, сказать каким будет тот или иной 7-10 летний мальчик через  десять лет.  Факторов влияющих на формирование тела человека так много, что трудно предсказывать отдалённые перспективы  развития тела с нужными в футболе антропометрическими  и физиологическими показателями.  
И даже, если формирование тела произошло успешно, то  это всего лишь удачная физическая предрасположенность для достижения успеха в футболе.  Но физическая предрасположенность тела  к определённому виду деятельности это  не сама деятельность.  Абсолютное большинство молодых футболистов   успешно  прошли отсев во время учёбы в спортшколе,  и  к выпуску  имеют вполне приемлемые физические показатели. Но для успеха в футболе,  мало  иметь  только  хорошо развитое физически тело,  нужно ещё иметь определённый набор  соответствующих двигательных навыков и умение рационально тактически мыслить.  Казалось бы,  вот и всё, имей хорошие физические показатели,  высокую техническую и тактическую подготовку и ты хороший футболист.  Но почему-то  выпускники спортшкол (академий и т.п.),  имея  эти показатели на достаточно хорошем уровне,  футболистами  так и не становятся.  Так почему же этих качеств, не хватает  для того чтобы стать футболистом?  Да потому, что  к времени перехода от детско-юношеского футбола к  взрослому, не менее важной  становится  не только    физическая, а и психическая  предрасположенность к футболу на профессиональном уровне.  Психическую предрасположенность не померяешь никакими метрами, секундами, килограммами или другими показателями.  Да к тому же,  проявляется эта предрасположенность  к времени  взросления футболиста, то есть после  17-19 лет. Именно в этом возрасте тело  футболиста начинает приобретать форму  взрослого тела.  А что же происходит с психикой? А с психикой происходит то же что и с телом,  психика  тоже взрослеет.  Только вот как?  А по своему,  и не обязательно  появятся  в полной мере  психические качества так необходимые в футболе.  Как раз, чаще  мы замечаем, что в хорошо развитом  «футбольном» теле  сформировалась  не футбольная психика.  А какая в нём могла сформироваться психика,  если тренировкой  именно футбольной психики никто не занимался. Сама собой развивалась, и какая получилась  такая и есть.  Но ведь то,  что получилось,  будет в дальнейшем определять   уровень игры любого футболиста.   И чем ближе по своей структуре психика будет соответствовать  успешному решению задач стоящих перед профессиональным футболистом, тем высший уровень игры он будет показывать.   То есть,  именно  уровень  определённых «футбольных» психических качеств определит дальнейшую судьбу каждого футболиста.  Исходя из этого, возникает вопрос, можно ли  натренировать эти качества или они определены генетически, так же как и тело? Ответ очевиден. Если не тренировать, пусть даже прекрасно генетически предрасположенное тело, то никакого футболиста не получится. Так же и с психикой. Если её не тренировать, то футболистом тоже не станешь.  Но кто из тренеров  знает, как тренировать  психические качества нужные именно в футболе?  В институте физкультуры  этому их не обучали, на курсах повышения квалификации этого тоже нет и поэтому обучать молодых футболистов управлять своей психикой во время игры некому. В итоге получается, что  молодые футболисты в психическом плане  ещё не готовы к большому футболу. Надеяться на то, что в команде мастеров в этом плане чему-то научат не приходится.  Большой футбол устроен так, что и там,  обучать  молодых футболистов некому.    Большому футболу нужны уже готовые футболисты как физически, так и психически.   А где психически готовых  их взять, если  этому нигде не обучают.  Вот и получаем,  что на выпуске из целой группы,  в общем-то,  совсем  не плохих физически и технически подготовленных молодых футболистов  в большой профессиональный футбол попадают  единицы, а то и вообще ни одного. Со стороны посмотришь на молодого футболиста. Рослый, быстрый технически и тактически оснащённый, ну казалось бы,  готовый футболист.  Да и футбол хороший показывает в играх со своими сверстниками.   Но куда же всё это девается,  как только этот молодой футболист выходит играть  за взрослую команду против взрослых футболистов.  Там  он сразу сталкивается с тем, что  в командной игре нет никаких ни «молодых»,  ни  «старых» футболистов и спрос с молодого игрока такой же, как и с опытного.   Там ответственность для всех и каждого одинаковая.   И тогда неокрепшая нетренированная психика молодого игрока не справляется с  взвалившейся  на неё  уже серьёзной ответственностью.  В результате, происходит или перевозбуждение  или наоборот,  торможение  психических процессов, что и то и другое для футболиста плохо.  Молодой футболист начинает или торопится, или наоборот медлить, что приводит к непониманию его действий другими игроками команды.  Для того чтобы успешно взаимодействовать с партнёрами личный ритм психических процессов какого-либо футболиста должен быть как можно ближе к ритмам других игроков.

Во время игры  у игроков команды происходит само настрой  своих психических процессов на ритмы друг друга.  Незаметно для себя ритмы психических процессов  отдельных игроков подстраиваются друг к другу,  образуя  общий ритм  для всех игроков команды. Чем старше и опытней игрок, тем легче ему  «вписываться» в игру команды.  Если игрок не смог настроить свой ритм на ритм  остальных игроков, то он, как обычно говорят – не смог «войти в игру».  Если проследить  за действиями на поле такого  игрока, то можно легко  заметить,  что  он  выполняет свои  технико-тактические действия  или слишком быстро, если личный ритм  учащён,  или слишком  медленно, если личный ритм замедлен. 

Если во время игры не происходит  настроя личных ритмов игроков  на само образующийся  общий ритм  психических процессов  всех игроков, то  у такой  команды игра не ладится.  По сути,  команды как таковой  на футбольном  поле и нет.  Есть одиннадцать игроков,  где у каждого свой ритм  психических процессов,  не совпадающих с ритмами других игроков, а это значит, что они все будут мыслить с разной скоростью, что не позволяет образоваться команде. Но такое бывает очень редко (когда соперник намного сильнее), чаще всего из игры выпадают один два футболиста.    

Футбольная команда в её  истинном значении это не только одинаковое мышление,  но и одинаковая скорость мышления.   Обычно, именно молодые игроки не могут  подстроить  свой ритм  под общекомандный ритм.  В таком случае обычно говорят, что  у этого футболиста «игра не пошла».  Молодой  футболист,  чувствуя,  что он не вписывается в игру, начинает волноваться, что  ещё более негативно сказывается на его игре.  Если молодому футболисту не удаётся справиться с волнением своей психики (торможение или перевозбуждение), то у него появляется чувство страха за ошибки. А как известно, чем больше ты думаешь об ошибках,  тем чаще ты их совершаешь, потому как именно о них ты  в данный момент думаешь.  Они проявлены в твоём сознании,  и именно они влияют на выбор и качество выполнения своих технико-тактических действий.    

Психические процессы определяют  и управляют  двигательной деятельностью футболиста.  Глядя на то, как футболист  играет,  нам трудно  отрешиться от мысли, что  играет не тело,  а психика, управляя этим телом.  Да, именно так. Без импульсов приходящих от мозга к мышцам, тело даже не пошевелится. Но для того чтобы мозг иннервировал мышцы ему нужны  управляющие команды приходящие от психики человека,  потому как все решения принимаются  именно там,  в психике человека.   

И чем успешнее психика управляет мозгом, а он в свою очередь подвластным ему телом, тем успешнее игровые действия данного футболиста. Всё просто, психика активирует управляющие программы,  которые возбуждают нужные двигательные зоны мозга, а те  посредством импульсов управляют мышцами.  Схема управления телом довольно проста, активированная психическая программа – нервные импульсы, посылаемые мозгом – мышечные сокращения – двигательное действие.  Как видим из приведённой схемы,  всё начинается в психике.  Именно там и находиться «футболист».  Человека делают футболистом управляющие программы, которые во время тренировок  сформировались в его психике,  и управляют его телом во время игры.  Исходя из первичности психических программ в управлении телом, стоит  более тщательно  относиться к их содержанию, потому как футболист в игре может проявить только то, что содержится  в его общей программе. Часто от молодого футболиста требуют проявить то, чего нет в его управляющей «футбольной» программе. Или проще сказать, он этому не обучен. Обучение это и есть создание различных программ в психике человека, но если такой программы в нём нет, то бесполезно требовать проявлять то, чего нет. А нет в ней главного, программы управления телом во время  игры профессиональных команд, где проявляется   высокое эмоциональное напряжение психики игроков.  А где у нас обучают молодых футболистов управлению своими эмоциями? Нигде. Вот и получаем, что чаще всего,  из целой группы выпускников футбольной академии футболистом высокого  уровня не становится ни кто.   А те редкие единицы молодых футболистов, которые всё-таки пробились наверх, то это сложилось в них  само собой, это дело случая, а ни какой-то там целенаправленной системы обучения. Система обучения футболистов, пусть даже с самыми лучшими условиями обучения, но в которой отсутствует практическая психическая подготовка, по определению, не может подготавливать профессиональных футболистов высокого уровня. Почему по определению, да потому, что  футболист должен иметь четыре вида подготовки: техническую, тактическую, физическую и психическую.  Без наличия или низкого уровня любой из них,  хорошим футболистом не стать.  Именно это мы и наблюдаем сейчас  в российской системе подготовки молодых  футболистов. Оставили первые три вида подготовки, а практическую психическую подготовку, просто выбросили.  И что имеем в результате. А имеем, хорошо физически развитых, тактически грамотных техничных молодых футболистов, которые из-за своего низкого уровня практической психической подготовки не способны играть в командах,  где играют опытные профессиональные футболисты высокого уровня.


Сейчас всё больше раздаётся голосов о том, что необходимо реформировать нашу систему подготовки молодых футболистов.  Но ведь,  реформа будет успешной только в том случае, если определена конкретная причина,  по которой система не выдаёт нужный результат.  А может быть и не надо её кардинально реформировать. Вон сколько молодых технически, тактически и физически подготовленных футболистов выпускает каждый год.  Достаточно ввести в систему обучения молодых футболистов ещё и практическую психическую подготовку, потому как отсутствие оной  и есть главная причина,  по которой наши молодые футболисты не могут играть на высоком уровне, тогда и система будет выдавать требуемый результат.  Реформы же, которые не будут учитывать важность и необходимость психической подготовки молодых футболистов, никакого повышающего эффекта не дадут, только зря будут потрачены средства и время на ожидание высокого результата,  а его, как мы видим, не будет. А не будет  по  вышерассмотренным  объективным причинам.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий